понедельник, 15 декабря 2014 г.

Картотека наблюдений на прогулке

   КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ    НА  ПРОГУЛКЕ    
                                       старшая-подготовительная группа
                                                   Карточка -1.
 «За сезонными изменениями».
Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.
                                                         Карточка -2.
«За подорожником».
Цель:  развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
                                                        Карточка -3
«За разными видами транспорта.
Цель: расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.
                                                       Карточка -4.
«За пауком».
Цель: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.
                                                        Карточка -5.
«За одуванчиком».
Цель: продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
                                                       Карточка -6.
«За муравьем».
Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.
   
                                                       Карточка -7.
«Листопад»
Цель: закрепить знания признаков поздней осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека в природе.
                                                      Карточка -8.
»За паутиной».
Цель: показать детям многообразие осени. Учить наблюдательности. Развивать творческое воображение детей, учить видеть прекрасное в явлениях природы.
                                                       Карточка -9.
«За работой дворника.
Цель: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.
                                                      Карточка -10.
«За работой шофера».
Цель: уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин; развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.
                                                    Карточка -11.
«За собакой».
Цель: закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.
                                                        Карточка -12.
«За березой».
Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
                                                       Карточка -13.
"За гроздями рябины".
Цель: Развивать наблюдательность, закреплять знания о лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать желание узнавать о деревьях больше.
                                                      Карточка -14.
"За облаками".                                                                    
Цель:  Развивать творческое воображение детей, учить видеть прекрасное в явлениях природы.  Подвести к пониманию того, что облака гонит ветер, от силы ветра зависит   скорость  их перемещения.
                                                   Карточка -15.
«За тополем».
Цель: знакомить с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель).
                                                    Карточка -16.
 «Волшебница-зима».
Цель: Учить детей видеть  красоту зимней природы. Развивать познавательные интересы, речь, мышление, творческую фантазию и воображение. Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память. Воспитывать наблюдательность, интерес к природе, стремление беречь и охранять её.
                                               Карточка -17.
«Природа зимой»                                                                                                                                                                                        
Цель: Сформировать у детей представления о зимних явлениях природы, учить называть правильно их, рассказывать о погоде, характерной для данного времени года.
                                               Карточка -18.
«Лед на лужице»
Цель: Помочь детям выявить различные свойства тонкой корки льда на лужах: лед прозрачный (через него можно увидеть листья, палочки, соринки), хрупкий(если подбросить кусочек льда, то он разобьется на мелкие кусочки, его можно сломать палкой).
                                               Карточка -19.
  «За изменениями на участке детского сада»
Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас. Расширять представления  детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
                                               Карточка -20.
 «За сезонными изменениями».
Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
                                                    Карточка -21.
«Снегопад»
Цель: учить детей замечать красоту зимней природы во время снегопада (снег ложиться на ветки деревьев и кустарников, все вокруг покрыто белым одеялом), отражать в речи и творческой деятельности полученные впечатления.
                                         
                                                     Карточка-22
«За гололедом»
Цель: познакомить детей с таким сезонным явлением, как гололед, объяснить природу этого явления, обсудить с детьми, какие свойства льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий) обусловливают опасность гололеда. Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память. Формировать наблюдательность, интерес к природе.
                                              Карточка-23.
«За снежным покровом»
Цель: Обратить внимание на снежный покров. Измерить глубину снежного покрова, уточнить, как можно это сделать. Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память. Развивать наблюдательность.
                                                 Карточка -24.
«За птицами зимой».
Цель: формировать представление о жизни птиц зимой;  воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
                                               Карточка -25.
«За состоянием природы».
Цель:  учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.
                                               Карточка -26.
«За тополем».
Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.
                                                 Карточка -27.
«За работой дворника».
Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.
                                                Карточка -28.
«За синицей».
Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
                                                 Карточка -29.
«За снегопадом».
Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
                                                      Карточка -30.
 «За зимующими птицами».
Цель: закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботиться о них и охранять.
                                                        Карточка-31.
«За одеждой детей».
Цель: продолжать знакомить детей с особенностями времен года, изменениями в жизни людей; обратить внимание ребят на то, как они одеты, актуализировать их знания  о зимней одежде, сравнить ее с осенней, летней одеждой, учить устанавливать связи между состоянием погоды и одеждой детей. Развивать наблюдательность.
                                              Карточка-32.
«Иней на деревьях»
Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы, характерными для зимнего периода - чувствовать предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи. Предложить рассмотреть ветки, покрытые инеем, рассказать о природе этого явления. Учить видеть красоту зимней природы. Развивать наблюдательность, интерес к природе, стремление беречь и охранять её.
                                                       Карточка-33.
«Деревья спят»
Цель: Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.
                                                      Карточка -34.
«За березой зимой».
Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
                                                  Карточка -35.
 «За туей».
Цель: закреплять умение детей узнавать тую  по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.
                                             Карточка -36.
 «За вороной».
Цель: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
                                                  Карточка -37.
«за солнцем». 
                                                                                                                                             
Цель: продолжать знакомить детей с объектами неживой природы, учить видеть изменения, происходящие с солнцем в различные сезоны года, показать ребятам взаимосвязь между положением солнца на небосклоне, длиной дня и температурой воздуха.
Развивать у детей интерес к явлениям природы, учить устанавливать причинно - следственные связи между ними. Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память.
                                                       Карточка-38.  
 «Следы птиц на снегу»
Цель: предложить детям рассмотреть следы на снегу. Обсудить, какие из них принадлежат птицам, кто мог оставить остальные следы. Учить детей «читать»  следы. Расширять представления детей о жизни птиц в зимний период. Учить различать  и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание помогать птицам в зимний период. Развивать у детей наблюдательность, интерес к жизни птиц.
                                                   Карточка-39.
«За снежинками»
Цель:  предложить детям рассмотреть снежинку, полюбоваться ее красотой. Понаблюдать, что с ней происходит в тепле.
Развивать познавательные интересы, речь, мышление, воображение. Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память.
                                                      Карточка-40.  
»за наступлением вечера»
Цель: обратить внимание детей на то, как постепенно темнеет, наступает вечер; дать детям представление о том, что световой день стал немного длиннее, а темное время (вечер и ночь) стало короче. Развивать наблюдательность.
                                                   Карточка-41.    

«за птицами во время кормления «                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Цель: Обратить внимание детей на поведение птиц зимой, обсудить, чем люди могут помочь птицам  в  холодное время года. Покормить птиц; формировать у детей  желание заботиться о птицах. Воспитывать любовь к природе. Развивать познавательный  интерес, наблюдательность.
                                                    Карточка -42.
«За снегом и льдом».
Цель:  формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
                                                       Карточка-43.  
«за  зимним ветерком».
Цель: предложить детям самостоятельно определить направление ветра с помощью вертушек, учить давать характеристику ветра - сильный, слабый, холодный, морозный; расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
                                                    Карточка -44.
«За голубями».
Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними)
                                                     Карточка -45.
«За синичкой».
Цель: формировать представления о зимующих птицах, о за боте человека о них;  учить узнавать их по внешнему виду.
                                                     Карточка -46.
«За ивой».
Цель: наблюдать за ивой зимой (как можно позаботиться о ней, чтоб не поломались гибкие ветки на морозе); воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.
                                                    Карточка-47.
 «За сезонными изменениями».
Цель: формировать представления об изменениях в природе;
учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.                                           
                                                             Карточка-48
 «Капель»
Цель: Расширить представление детей о весне, обогатить знания новыми словами и понятиями. Характерное явление для начала весны – появление сосулек. Дети наблюдают за ростом сосулек. Почему растут сосульки? Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную погоду капели нет. 
                                                       Карточка-49.
«За сосульками».
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами во время таяния снега, около высоких домов, откуда  в любой  момент  могут упасть сосульки,  пласты снега.
                                                        Карточка-50
"Таяние снега"   
                                                                                                                                           
Цель: Расширять представления детей о признаках зимы, развивать наблюдательность. Обсудить с ребятами, почему снег, выпавший ранее, в одних местах растаял, а в других - остается лежать на земле.   Развивать у детей интерес к явлениям природы, учить устанавливать причинно - следственные связи между ними. Активизировать внимание, память.
                                                  Карточка-51.
 «Пришла весна»
Цель: Дать представление детям о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет.
                                             Карточка -52.
 «За проталинами».
Цель: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
                                                 Карточка -53.
«За пешеходной дорожкой».
Цель: формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения. Учить детей быть осторожными, переходить дорогу, только держась за руку взрослого. Обращать внимание на сигналы светофора.
                                                    Карточка-54.
 «За воробьем».
Цель: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
                                                  Карточка-55.
«За ивой».
Цель: знакомить с особенностями деревьев в весеннее время (в каком состоянии они находятся); обращать внимание на деревья, пробуждающиеся самыми первыми.
                                                    Карточка -56.
«За работой дворника».
Цель: активизировать познавательную деятельность;
развивать умение видеть целесообразность трудовых действий;  учить оценивать результаты труда.
                                                     Карточка -57.
«За птицами на участке детского сада».
Цель: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
                                                          Карточка-58
«Весеннее небо»
Цель: показать особенности весеннего неба, учить детей сопоставлять осеннее небо и весеннее небо. Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе – к дождю. После дождя на небе появляется радуга. Осенью солнышко светит, но не греет. Небо осенью темное, тяжелое, тучи идут низко, а весной преобладает ясная безоблачная погода.
                                               Карточка -59.
«За  цветущими   деревьями».
Цель: Предложить   детям  рассмотреть  деревья,   описать цветы,  их   внешний  вид,   аромат,   расположение   на   ветвях.   Отметить  обилие    насекомых,   кружащихся    вокруг   цветущих   деревьев,   рассказать   о    «дружбе»   растений   и  насекомых.
                                               Карточка -60.
«За первоцветами»
Цель: Продолжать знакомить детей с первоцветами: подснежником, его строением. Показать детям, как на свежей травке появляются подснежники – первые весенние цветы. Рассмотреть части растений: стебель, листья, цветок. Сравнить, на что похожи цветы одуванчика. Провести беседу: как нужно обращаться с цветами: не рвать, не топтать.
                                               Карточка -61.
«За работой на клумбах»
Цель: Познакомить детей с правилами посева семян на клумбах. Продолжать учить уважать труд взрослых. Понаблюдать за трудом взрослых во время высаживания рассады и посева семян   на цветочные клумбы. Обратить внимание, что при высаживании растений обращаются с ростками очень бережно, на почву (сухая земля), на перекопку земли, на ее рыхление. Выяснить значение влаги, как одного из условий роста растений.
                                                  Карточка-62
«Зеленый ковер»
Цель: Повторить признаки весны, строение травянистых растений. Обратить внимание на то, что уже появилась зеленая трава. Предложить провести ладошкой по травке – она мягкая. Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце.
                                                Карточка -63.
«За небом и облаками»
Цель: Закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, произошедшие на небе. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. 
                                               Карточка -64.
«За погодой».
Цель: формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
                                                 Карточка -65.
«За майским жуком».
Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
                                                 Карточка -66.
«За транспортом»
Цель: продолжать знакомить детей с транспортными средствами, раскрыть особенности грузоперевозок в зависимости от времени года. Обратить внимание детей на передвижение транспортных средств по дороге. Грузовые машины перевозят в основном землю, чернозем. Куда они едут? Они едут, чтобы помочь огородникам в посадке и удобрении почв.
                                        Карточка-56.
«Дождь»
Цель: Показать, что весенний дождь может быть разным. Учить детей использовать в активной речи слова прилагательные, характеризующие дождь. Идет теплый дождь, а бывает дождь холодный. Сегодня дождь какой? Во время дождя можно услышать первый гром и увидеть первую грозу. Пошел дождь, люди раскрыли зонты, спрятались от дождя. Капли дождя бывают крупные и мелкие. Когда говорят: «дождь моросит», а когда «дождь льет, как из ведра».
                                       Карточка -57.
«За облаками».
Цель:  побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.
                                       Карточка -58.
«За божьей коровкой».
Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
                                    Карточка -59.
 «За одуванчиком».
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
                                     Карточка -60.
«За комаром».
Цели:   расширять представления об особенностях внешнего вида комара;  формировать реалистические представления о природе.

                                          Карточка -61.
«За стрекозой».
Цель: расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
                                           Карточка -62.
«За бабочкой».
Цель: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий