понедельник, 15 декабря 2014 г.

Дидактические игры

Дидактические игры

«Когда это бывает?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Игровые правила. Рассказывает о своей картинке и отгадывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают
Игровые действия. Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки.
Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки. Например, может быть изображен зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры:
Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не
показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь!
Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает сгрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.
А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. (Называется имя вызванного ребенка.)
После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются в том, что ответ был правильным (или наоборот). Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.
Эту игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времен года, о труде и забавах детей.
Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием


«Чьи детки?»
Дидактическая задача.
Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.
Игровые правила. Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша. Игровые действия.
Звукоподражание. Найти детеныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом с взрослым животным
Ход игры. Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок (могут быть и другие животные). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детенышей (см. цв. вклейку). Дети упражняются в звукоподражании.
-   Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котенок? Будем сейчас играть. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) — это полянка. Какая красивая лужайка! (Показывает.) Здесь будут ходить животные.
Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные, и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить только после того, как услышите голос животного. Поняли? Вот на луг вышла ... (Пауза) Дети называют:
-  Корова.
Воспитатель ставит картинку на фланелеграф. Как она зовет своего сынка?
Му-му-му!- хором произносят дети, рассматривая свои картинки.
У Вовы теленок. Он подбегает к фланелеграфу со своей картинкой, ставит ее рядом
Кто прибежал к своей маме, Вова?
Теленок.
Правильно, дети?
Да,- подтверждают они.
Так поочередно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого животного звуки
-  Громче, дети! Иначе не услышит козленок свою маму. Воспитатель учит громко и правильно произносить звуки:
бе-бе-бе (или ав-ав-ав, мяу-мяу-мяу, хрю-хрю-хрю). После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.
-  Гуляет по лужку корова с теленком, свинья с поросенком, собака со щенком, кошка с котенком, - заканчивает игру воспитатель, при этом обращает внимание на правильное произношение конца слов: щенком, поросенком, котенком.
Возможен и другой вариант игры: у одной группы детей будут взрослые животные, а у другой - детеныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующие звуки, а другие быстро находят их детенышей, подбегают к столу и кладут рядом обе картинки с изображением взрослого животного и его детеныша. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно закончить.

Лото
Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах.
Игровое правило. Закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты: овощи - на карте, где нарисован огород, фрукты
-      где нарисован сад, цветы — на цветнике и клумбе
Игровые действия. Находить маленькие карточки с изображением овощей, цветов и фруктов и закрывать ими клеточки на большой карте Соревнование — кто первый закроет все клеточки
Ход игры. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад, цветник, и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов, цветов. Дети рассматривают маленькие карточки, воспитатель выясняет, что у них в руках.
-  А где растет вишня? — спрашивает воспитатель ребенка, который держит в руках картинку с вишней.
- На дереве.
А дерево вишня где растет?
В саду, -  отвечают ребята. А огурец где растет?
На грядке, на огороде, - отвечают дети Где растут цветы
В лесу, на лугу, на клумбе.
Вот посмотрите, дети, на эти большие картинки Что здесь вы видите?
Огород
А на этой картинке? Клумбу.
Сейчас вы будете играть так, чтобы все, что растет в огороде, появилось в огороде, что в цветнике — попало в цветник, что в саду — в сад, и все встали бы на свои клеточки. (Показывает клеточки на карте) Кто первый закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.
Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например о посуде, мебели, одежде, обуви, принадлежностях для труда, для занятий и др. Усвоив правила, дети используют их в самостоятельных играх.

«Такой листок - лети ко мне.» 
Дидактическая  задача   Упражнять  детей   в  нахождении  листьев  по  сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев: клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.
Игровые правила. Бежать можно только после тою, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок — лети ко мне».
Игровые действия. Сравнение листьев, нахождение одинаковых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя, определение победителей (кто ни разу не ошибся).
Ход игры. Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья (по количеству детей) деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит:
Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним (называет, дети рассматривают дерево, листья.) Посмотрите, какие листья у клена.
Большие, с зубцами, а вот лист рябины. У листа есть небольшие листики. Сам лист похож на перышко
Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.
— А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.)
Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук.
Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне!» — вы побежите ко
мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.
Отойдя в сторону, дает сигнал: "У кого такой же лист, лети ко мне!"
Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто
этого правила не нарушает
Эта игра может быть усложнена другим заданием: по сигналу воспитателя подбежать  листиком к соответствующему дереву Дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают вой листик с листьями дерева. Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру

«Узнай на вкус»
Дидактическая задача Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов падкий, кислый, соленый, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Игровые правила. Не глядя на овощ, определять его вкус, правильно называть вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.
Игровые действия. Закрыть глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, пока не жуешь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ. Наши й овощ на столе воспитателя
Ход игры На столе у воспитателя на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям: огурец (свежий и соленый), морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива. На другом
подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка взять этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.
Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.
Организуя игры, следует помнить о гигиенических требованиях: нельзя с одной вилки давать всем дегям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос
В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.

«Чудесный мешочек»
Дидактическая задача
Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Игровые правила. Отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван Игровые действия. Ощупывание предмета; загадывание загадок о предмете.
Ход игры. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он проводит краткую беседу Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить, для чего он нужен.
Воспитатель говорит:
- Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что я положу в мешочек.
Вася, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. (Кладет предмет в мешочек) Вася, опусти руку в мешочек. Что там лежит? Ты правильно назвал предмет. А теперь Вася выберет того, кто подойдет ко мне и тоже узнает, какую игрушку я положила в мешочек.
Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы.
В этой игре развиваются процессы запоминания (какие игрушки лежат на столе), вырабатывается выдержка. Все, кроме вызванного ребенка, видят, какой предмет воспитатель положил в мешочек, каждому хочется подсказать, а этого делать нельзя

В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек Никто из детей не знает о них. Вызванный ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку (предмет).

Комментариев нет:

Отправить комментарий