Диагностическое задание
«Юный эколог»
Цель. Выявить умение детей делать
выводы из полученной информации.
Материал. 6 карточек с изображением животных.
Карточка 1 - кукушка: это животное имеет 2 лапы, 2 крыла, длинный хвост; питается
крупными мохнатыми гусеницами; это животное не строит гнезд, подкладывает свои
яйца в чужие гнезда.
Карточка 2
- еж: это
ночное животное имеет 4 лапы, своих детенышей вскармливает молоком, зимой впадает
в спячку; питается насекомыми, но иногда поедает упавшие на землю плоды; тело
этого животного покрыто колючками.
Карточка 3 - жук-олень: это животное с 6 лапами
занесено в Красную книгу, обитает на стволе дуба; тело этого животного имеет
темную окраску, личинка развивается 5 лет; огромные челюсти самца этого
животного напоминают рога.
Карточка 4
- рысь: этот
хищник имеет 4 лапы, тело у него сравнительно короткое, а ноги длинные; это
животное прекрасно лазает по деревьям; у этого животного короткий хвост, на
кончиках ушей кисточки.
Карточка 5 - стрекоза: это легкое проворное животное,
тело стрекозы состоит из трех частей, брюшко длинное и стройное, которое при
полете служит рулем; это хищник, который охотится на насекомых, хватая их
необычайно цепкими ногами, подносит добычу к челюстям и на ходу начинает
поедать ее; сложные глаза огромных размеров облегают голову этого животного
почти со всех сторон.
Карточка 6 - дятел: это животное, тело которого
покрыто перьями, вся его жизнь связана с древесным стволом; ноги у этого
животного лазящие, с острыми когтями, два пальца направлены вперед, на них
животное висит, два пальца — назад, на них оно опирается; это животное —
санитар леса, лечит стволы деревьев, красная шапочка на голове.
К каждой
карточке с изображением животного прилагается три блока информации.
Информация первого блока для
выявления высокого уровня умения делать выводы из полученной информации.
Информация второго блока - для выявления среднего
уровня умения делать выводы из полученной информации.
Информация третьего блока - для выявления низкого
уровня умения делать выводы из полученной информации.
Содержание. Исследование проводится
индивидуально с каждым ребенком. Взрослый раскладывает на столе перед ребенком
карточки с изображением животных, предлагает внимательно рассмотреть их и
говорит: «Рассмотри внимательно карточки, на которых изображены животные. Я
буду рассказывать об одном из этих животных, а ты подумай и сделай из этой
информации вывод, о каком животном идет речь». Педагог начинает рассказывать об
одном из этих животных, не называя его. Ребенок должен прослушать первый блок
информации и сделать вывод, что за животное описывает взрослый. Если ребенок не
справился с заданием или затрудняется в его выполнении, ему предлагается
прослушать следующий блок информации. Целесообразно предложить ребенку сделать
выводы из полученной информации по 3-4 карточкам.
Данные заносятся в протокол.
Оценка результатов
• 3 балла — ребенок умеет
самостоятельно делать выводы из полученной информации, определяя животное после
прослушивания первого блока информации.
•2 балла — ребенок справляется с
заданием при прослушивании информации второго блока или осознает смысл
услышанного и с помощью взрослого конкретизирует и обосновывает его после
прослушивания третьего блока информации.
• 1 балл — ребенок не умеет делать выводы
из полученной информации или отказывается от выполнения задания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий